биоэтика

Инновационная магистерская программа МГУ
Подписывайтесь на новости программы и получайте первыми всю информацию о поступлении
Оставьте ваш e-mail
И получайте всю информацию о ходе приемной кампании
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта
Абитуриент поступает на направление «Прикладная этика», выбор конкретной магистерской программы производится абитуриентом после успешного прохождения вступительного испытания и зачисления в число студентов 1 курса магистратуры на бюджетной или договорной основе
условия поступления
Вступительное испытание в магистратуру представляет собой письменный экзамен по прикладной этике. Ссылка на программу экзамена на сайте ЦПК
Распределение на инновационные межфакультетские магистерские программы, реализуемые в рамках научно-образовательных школ МГУ, будет осуществляться в середине августа.
Межфакультетская междисциплинарная образовательная программа «Биоэтика» осуществляет подготовку уникальных специалистов, владеющих современными методами разрешения этических проблем в клинической практике, при проведении медико-биологических экспериментов и реализации проектов в области здравоохранения и при этом обладающих фундаментальной подготовкой в области прикладной этики.
Программа неинтегрированной магистратуры подходит как для выпускников философского факультета, так и для выпускников других факультетов
На программу принимаются абитуриенты, имеющие образование не ниже уровня бакалавра, интерес которых лежит в сфере междисциплинарных исследований, связанных с разрешением этических проблем в клинической практике, при проведении медико-биологических экспериментов и реализации проектов в области здравоохранения. Программа неинтегрированной магистратуры подходит как для выпускников философского факультета, так и для выпускников других факультетов.
Студенты программы будут проходить учебную, производственную и педагогическую практику. Учебная практика будет проходить в секторе биоэтики и социогуманитарной экспертизы ИФ РАН, и в ИНИОН Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям. Производственная практика будет организована в Этической комиссии МГУ; ЛЭК МНОЦ МГУ, виварии факультета фундаментальной медицины МГУ. Педагогическая практика предполагает проведение учебных занятий по курсу «Биоэтика» на факультете фундаментальной медицины, биологическом, юридическом факультетах.
практика и карьера
Выпускники магистерской программы «Биоэтика» смогут участвовать в работе комиссий по биоэтике, локальных этических комитетов, проводить социально-гуманитарную экспертизу проектов, реализуемых в рамках медико-биологической науки и практики, выступать в качестве экспертов в области биоэтики в публичном пространстве, преподавать биоэтику в учебных заведения РФ.
Магистерская программа «Биоэтика» - первый в России междисциплинарный образовательный проект, направленный на профессиональную подготовку уникальных специалистов, владеющих современными методами разрешения этических проблем в клинической практике, при проведении медико-биологических экспериментов и реализации проектов в области здравоохранения, и при этом обладающих фундаментальной подготовкой в области прикладной этики.
Миссия
Соединение философского подхода и научной методологии, сотрудничество нескольких факультетов Московского университета и биоэтических институций позволит обучающимся овладеть фундаментальными общенаучными, богатыми инструментальными, широкими профессиональными компетенциями для успешной работы в комиссиях по биоэтике, локальных этических комитетах, для проведения социально-гуманитарной экспертизы проектов, реализуемых в рамках медико-биологической науки и практики, и для последующего обучения в аспирантуре.

Главные преимущества
Гибкая индивидуальная траектория обучения
Степень магистра ведущего университета страны
Коллектив ведущих специалистов-практиков
ключевые Курсы программы
Биоэтика и право
Биоэтика в контексте развития глобального и национального здравоохранения и биомедицинских технологий
Социогуманитарная экспертиза: понятие, практики осуществления в биоэтических комитетах
Современные направления и перспективы развития биомедицины
Биоэтическое регулирование в контексте научно-технологической политики РФ
Дисциплины по выбору студента
Вариативный блок 
  • Биоэтика и религия
  • Биополитика: теория и практики 21 века
  • Биоэтические аспекты использования животных в научных целях
  • Биоэтическое регулирование клинических исследований в медицине
  • Нейроэтика и биоэтика: проблемы предмета, история, прикладные решения
  • Биоэтика в публичном пространстве: особенности коммуникативных практик
  • Этико-правовые проблемы развития геномной медицины
  • Исследовательская биоэтика в современной России
  • Социологическое измерение биоэтических проблем
  • Биоэтический конфликт: теоретические аспекты и практики разрешения
  • Биоэтические проблемы цифровых технологий в биомедицине
  • Академическая этика
  • Этические проблемы современной психологии
  • Антропология
  • Биоэтика с основами биобезопасности
  • Биоэтические проблемы современной педиатрии
  • Экологическая этика
  • Этические проблемы применения ИИ в медицине
  • Биоэтика и экоэтика: предмет и методология
  • Биоэтика и science-art
  • Биоэтика в публичном пространстве современных СМИ
  • Ценностные основания биоэтического выбора (разбор кейсов)
  • Подходы мировых религий к разрешению биоэтических проблем

Этико-правовые проблемы развития геномной медицины

Гребенщикова Елена Георгиевна – доктор философских наук, заместитель директора по научной работе ИНИОН РАН, заведующая кафедрой биоэтики РНИМУ им. Н.И. Пирогова.  Член Координационного Совета при Минздраве России по вопросам биоэтики; член Совета по этике при Министерстве здравоохранения РФ. Заместитель главного редактора журнала «Медицинская этика», член редакционных советов журналов «Human Genomics» и «Клиническая и экспериментальная хирургия. Журнал имени академика Б.В. Петровского».
Научные интересы: биоэтика, исследовательская этика, философия науки, этические проблемы генетики, биотехнологическое улучшение человека.

Цель курса – сформировать систему знаний об этико-правовых проблемах развития генетических технологий в медицине; о реализации принципов и норм профессиональной биомедицинской этики в геномной медицине; о социальных и правовых аспектах внедрения генетических технологий в практическое здравоохранение; о проблемах этической экспертизы исследований в области генетики. Познакомить с основными национальными и международными этическими и правовыми документами, включая этические документы медицинских ассоциаций и объединений, связанных с развитием генетики. Сформировать компетенции, необходимые для общения с врачами, пациентами и их родственниками в процессе медико-генетического консультирования, а также для проведения этической экспертизы исследований в области генетики или исследований, включающих сбор генетических данных испытуемых.
Исследовательская биоэтика в современной России
В курсе будут рассмотрены исследовательские стратегии отечественных специалистов в области биоэтики, представленные в исследовательских и образовательных институциях, научных центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Волгограда и др. городов. Особое внимание будут уделено московской школе биоэтики и осмыслению философских взглядов ее основоположников, И.Т. Фролова, Б.Г. Юдина и П.Д. Тищенко и их учеников, исследовательским традициям, сложившимся в Институте философии РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова и др. организациях. В рамках курса будут продемонстрированы идейная преемственность и научная специфика ведущихся отечественных исследований в области биоэтики в 2000-е гг., рассмотрено их отличие и сопряженность с западным полем биоэтических исследований. Отдельное внимание будет уделено осмыслению влияния на отечественные исследования в области биоэтики философского, правового и религиозного дискурсов. Актуальные темы курса связаны с проблемами философии биомедицинских исследований на человеке, телесности, нейроэтики, биоэтики спорта, биотехнологического улучшения человека, трансплантологии и органного донорства. В центре внимания будут тенденции развития отечественного био-права, в их соотношении с международными (западными и восточными) тенденциями.

Попова Ольга Владимировна

доктор философских наук, руководитель сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры истории и философии науки Института философии РАН, лауреат Премии Правительства Москвы для молодых ученых за цикл научных публикаций в области социогуманитарного сопровождения развития современной технонауки и исследования биоэтических проблем, связанных с использованием достижений науки и технологий (2020 г.). Член редакционного Совета журнала “Человек”. Автор 3 монографий и множества научных публикаций в области биоэтики, медицинского права, философии науки и техники и философии телесности.

Биоэтическое регулирование в контексте научно-технологической политики РФ
Кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ.
Сфера научных интересов: научно-техническая политика, философия техники, методология науки, социальная оценка техники, науковедение, научная деятельность и оценка результативности, публикационная активность и наукометрия, научная этика, научное лидерство, молодежь в науке

Аннотация дисциплины «Биоэтическое регулирование в контексте научно-технологической политики РФ»
Дисциплина «Биоэтическое регулирование в контексте научно-технологической политики РФ» направлена на введение студентов в контекст современной научно-технологической политики, ее нормативно-правового обеспечения и особенностей принятия решений в сфере развития науки и технологий с опорой на междисциплинарный комплекс знаний в области политологии, философии науки и техники, истории и социологии науки. Регулирование биоэтических вопросов представлено через политологический анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере науки и технологий, ключевых политических решений, механизмов, инструментов и коммуникационных каналов реализации научно-технической политики. Цель курса – сформировать у студентов комплексные представления о формировании и реализации, приоритетах государственной научно-технической политики на разных этапах политической истории России, места биоэтического регулирования в общей структуре научно-технической политики на современном этапе. Опыт зарубежных стран по реализации научно-технической политики представлен в курсе сравнительных аспектах. Особое внимание уделено механизмам взаимодействия государственных, предпринимательских и научно-исследовательских структур в сфере создания, распространения и регулирования внедрения новых технологий, а также принципам социальной оценки техники, вопросам этики и добросовестности в науке. Курс позволит применять полученные знания в научно-исследовательской и практической деятельности.

Академическая этика
Академическая этика – это раздел прикладной этики, изучающий нормативно-ценностное содержание практик, связанных с исследовательской и образовательной деятельностью. Современная академическая этика включает в себя несколько предметных областей, взаимодействующих между собой, но все же имеющих свою специфику. Первая из них касается широких вопросов, связанных с ценностными основаниями образования, способами их проявления в повседневной практике, а также с обсуждением инструментов этического регулирования в академической среде. Вторая имеет отношение к обсуждению принципов научной честности и ответственного проведения научных исследований. Наконец, третья вращается вокруг дискуссионных ситуаций, связанных с презентацией и использованием результатов научных достижений в обществе. Преподавание дисциплины построено вокруг трех указанных блоков и основывается на обсуждении различных этических кодексов, регламентов и деклараций.

Скворцов Алексей Алексеевич, к.ф.н., доцент кафедры этики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов касается как области теоретической, так и прикладной этики. В теоретической этике наибольшее внимание уделяется исследованию понятия морали, обоснованию морали, смыслу моральной позиции, современному прочтению добра и зла. В прикладной этике особый акцент делается на экспериментальной этике, этике экстремальных ситуаций, академической этике и гуманистической педагогике.

Руководитель программы
Брызгалина Елена Владимировна
Заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Специалист по философии образования, философии науки и биоэтике, автор более 100 научных работ.
Елена Брызгалина
Руководитель и участник большого числа значимых научно-образовательных проектов и экспертных институций. Член комиссии по биоэтике МГУ имени М.В. Ломоносова, член локального этического комитета МНОЦ МГУ, член комитета по биоэтике Научно-технологического университета «Сириус». Член Межведомственного Совета по приоритетному направлению научно технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных)» (с 2018 года). Член рабочей группы по нормативному правовому регулированию в сфере генетических технологий, включая вопросы геномного редактирования, и биоэтики при президиуме совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (с 2020 года). Участник Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» (с 2020 года). Член Научно-методического совета Министерства Просвещения РФ по учебникам (с 2022 года). Ученый секретарь Диссертационного Совета МГУ 09.01. Член редколлегий журналов «Проблемы современного образования», «Наука. Культура. Интеграция», «Философия образования», «Вестник Московского университета. Серия Философия». Эксперт Университета 2035.


Участник международных и российских научных конференций и крупных форумов по вопросам теории и практики образования, философии науки. Спикер образовательных интенсивов «Остров 10-21» (Владивосток, 2018), «Остров 10-22» (Сколково, 2019), Архипелаг 2020, 2021, 2022. Спикер Всероссийского Фестиваля науки NAUKA 0+ (2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021). Спикер Международного форума гражданского участия «Мы вместе». Спикер научно-деловой программы Форума «Армия-2021». Спикер Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире» (2021). Спикер Конгресса молодых ученых (2021).
Один из авторов линейки учебников по Обществознанию (5-9 кл.), входящей в Федеральный перечень учебников, организатор программы «МГУ - школе» для учителей обществознания.
Ведущий эксперт, востребованный в СМИ и в органах государственной власти, активно участвующий в популяризации науки, философии и философского образования в средствах массовой информации. Более 20 выступлений в СМИ только за 2021 год (Радио России, радио Комсомольская правда, Вести ФМ, телеканал Спас, Российская газета, ОТР, Телеканал Звезда, радио Спутник и другие).

Лауреат Шуваловской премии (2003), лауреат Ломоносовской премии за педагогическую деятельность (2016). Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2019). Номинант первой премии российского общества «Знание» в номинации «За вклад в просвещение на радио и ТВ» (2021). Заслуженный преподаватель Московского университета (2021).


Ссылка на профиль в Интеллектуальной системе тематического исследования научно-технической информации МГУ (ИСТИНА) https://istina.msu.ru/profile/evbryzgalina/

Получайте первыми новости о ходе приемной кампании, датах экзаменов и другую полезную информацию о поступлении
Подписывайтесь на нашу информационную рассылку
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности сайта
частые вопросы
Смогу ли я поступить в магистратуру по философии, если у меня нет базового философского образования?
Какие экзамены нужно сдавать?
Сколько стоит обучение?
Могу ли я поступать в магистратуру с дипломом специалиста?
Когда экзамены?
Поступить можно только на одну программу или на несколько?
Предоставляется ли общежитие?
Смогу ли я поступить в магистратуру по философии, если у меня нет базового философского образования?
Да! Программа разработана по неинтегрированному двухлетнему стандарту магистра и ориентирована в большей степени на выпускников без профильного образования. В силу специфики философии как области знания очень часто наиболее продуктивные исследования получаются там и тогда, когда в философию приходят представители конкретных наук. Выпускники нефилософских факультетов наряду с выпускниками философского факультета и наряду с выпускниками философских подразделений других российских вузов имеют равное право на обучение.
Какие экзамены нужно сдавать?
Все абитуриенты магистратуры сдают письменный экзамен по направлению подготовки «Прикладная этика». Ознакомиться с программой вступительного испытания можно на сайте Центральной приемной комиссии МГУ, там же размещен список рекомендованной литературы.

Выбор магистерских программ производится абитуриентом после успешного прохождения вступительного испытания и зачисления в число студентов 1 курса магистратуры по направлению «Прикладная этика».
Сколько стоит обучение на программе?
Стоимость обучения для граждан РФ - 383 550 рублей в год.
Для иностранных граждан - 418 470 рублей в год.
Могу ли я поступать в магистратуру с дипломом специалиста?
Да. Если у вас диплом специалиста старого образца (дипломированный специалист), вы можете поступать в магистратуру.
Когда экзамены?
25 июня, 14:00 - первый поток.
27 июля, 14:00 - основной поток.
Поступить можно только на одну программу или на несколько?
В этом году вы сможете поступать на обе программы направления "Прикладная этика" на одинаковых условиях независимо от того, каков ваш конечный интерес. В случае успешной сдачи экзамена мы примем у вас согласие на зачисление, вы будете зачислены на философский факультет по соответствующему направлению подготовки. После зачисления вам нужно будет написать заявление, на основании которого из абитуриентов, уже зачисленных в магистратуру будут сформированы группы обучающихся по инновационной образовательной программе.
Предоставляется ли общежитие?
Места в общежитии (в основном это общежитие ДАС) представляются студентам, зарегистрированным далее 5 зоны московской железной дороги, при наличии свободных мест по коммерческим расценкам. 
Если у вас есть еще вопросы, вы можете задать их здесь
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности сайта
Made on
Tilda